Регистрация

E-mail:*

Пароль:*

Повторите пароль:*

Имя:*


История всего развития образования

Еще в начале Средних веков основное образование все дети получали только в семьях. Дома ребенок точно и много узнавал обо всем окружающем его мире, получал хорошую профессиональную подготовку, осваивал правильные умения и навыки, которые необходимы для основного труда и общения. Самые первые учебныезаведения Средневековья были лишь церковные и монастырские школы. Обучение, в которых, было обязательно платным, а велось на латинском языке. Посещать школу могли только дети самых богатых людей. Здесь их обучали чтению и письму, самому простейшему счету, главным основам христианского вероучения и церковному пению. Первые же светские учебные заведения начали появляться лишь с началом XI столетия.

Спустя два века в Европе самые крупные епископские и светские школы начали активно преобразовываться в университеты. Система образования средневековой школы делилась на главные две ступени, два основных уровня. На первой ступени (тривиум) изучалась полная грамматика, риторика и логика, если учащийся обучался вполне успешно, то смело переходил на следующий уровень (квадривиум), на котором изучал арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Полный курс наук занимал 12 - 13 лет.



В Древней Руси школы появились с началом домонгольского времени. После принятия христианства (988 г.) князь Владимир приказал отдавать "на книжное учение" всех детей "лучших людей". Ярослав Мудрый создал тогда уже школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Обучение велось только на родном языке, учили правильному чтению, грамотному письму, основам всего христианского вероучения и точному счету. В Древней Руси имелись школы и высшего типа, которые готовили к государственной и церковной деятельности. В этих школах наряду с богословием изучали философию, риторику, грамматику, знакомили с историческими, географическими и естественнонаучными сочинениями. Образование ценили очень высоко, всех хорошо образованных людей летописи называли "книжными мужами".

Широкое распространение грамотности среди населения дают все свидетельства берестяных грамот, найденных археологами в большом количестве. Они представляют собой только частные письма, важные хозяйственные записи, расписки и …учебные тетради. Более того, были еще найдены деревянные дощечки, с вырезанными буквами. Вероятно, данные азбуки служили основными учебниками в обучении детей. Сохранились письменные свидетельства о существовании в XIII - XV веках училищ для детей, об учителях-"книжниках". Училища существовали в городах и в сельской местности. В них обучали чтению, письму, церковному пению и счету, давалось самое начальное образование.

Образованные люди были необходимы не только на государственной службе, но и в церковной. Поэтому с 1551 года на Стоглавом соборе приняли решение: "В царствующем граде Москве и по всем градам…у священников, у дьяконов и у дьячков учините в домех училища, чтобы священники и дьяконы и все православные христиане в коемжде граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма". Школы открывались массово при монастырях и приходских церквах, где учителями были все лица духовного звания. Иногда училища содержали и люди светские, но уже учителями в них были особые "мастера грамоты". В этих школах в одном классе учились дети самых разных возрастов: кто-то только начинал учить главные буквы, другие бегло и уверенно читали, третьи изучали скоропись. В обязательные уроки входили чтение нот и пение. Как и в далеком Древнем Египте, Греции и Риме обязательным "атрибутом" обучения считалось использование плети - розги. Получив самое необходимое начальное образование, дети могли пополнять свои знания путем чтения книг.

Чтобы получить более хорошую работу, уметь читать и писать было не всегда достаточно. Требовались люди, которые знают иностранные языки, которые умеют производить сложные математические расчеты, правильно составлять деловую бумагу. Была необходимость в создании школ, дающих более глубокое и систематическое образование. Все чаще подавалось много прошенийо создании в городах "гимнасиона" для преподавания "грамматической хитрости, языков словенского, греческого, латинского и прочих свободных учений". Эти школы появились, но уже в 1687 году в России было открыто первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия.



В годы царствования Петра I заботу о создании школ брало на себя государство. В одном из царских "прожектов" есть такие слова: "Академии, школы, дело есть зело нужное для обучения народа". В то время открывались светские учебные заведения, первым стало - школа математических и навигационных наук. В разных городах появляются профессиональные школы - артиллерийские, инженерные, медицинские, имеющие подготовительные отделения, в которых все ученики обучаются письму, чтению и арифметике. В школах нет привычных для нас уроков, все науки изучали последовательно, каждая составляла особый класс.

Когда ученик успешно осваивал одну науку, тогда переходил в следующий класс без сдачи экзаменов. В большинство школ принимали детей "разных чинов", но дальше постепенно многие учебные заведения становились больше закрытыми, могли в них обучаться лишь дети дворян. Для остальных были создавали специальные цифирные школы. Специальным указом всем юношам без получения свидетельства об окончании школы не разрешалось даже жениться. К середине XVIII столетия цифирные школы полностью ликвидированы, их соединили с гарнизонными школами, обучающие детей солдат. Не было специального учебного заведения для подготовки профессиональных учителей. В профессиональных и цифирных школах учителями работали иностранцы, которых приглашал на службу Петр I, или выпускники самих школ.

Во второй половине XVIII - начале XIX веков создали целую сеть закрытых учебных заведений только для детей дворян. Самые известные - Сухопутный шляхетский и Пажеский корпуса, которые готовили юношей к придворной службе. "Воспитательное общество благородных девиц" для девушек. К привилегированным учебным заведениям относились также лицеи: знаменитый Царскосельский лицей, основанный в 1811 году. Для всех остальных в губернских городах открывали четырехклассные училища, в уездных городах - малые двухклассные. Преподавались в них только чтение, письмо, священную историю, элементарные курсы арифметики и грамматики. Для детей крестьян существовали школы грамоты, создаваемые, как правило, частными лицами или священниками. Обучение в школах велось в основном по церковным книгам и некоторым учебникам - "Букварю" и "Арифметике" Л.Ф.Магницкого.

Великие реформы 60-х годов XIX века сильно коснулись всей системы образования. Наиболее распространенным типом всех начальных учебных заведений стали земские школы: за десять лет открыли 10 тысяч школ. Учились в земских школах всего три года, учащиеся кроме письма, чтения, четырех правил арифметики и Закона Божьего, изучали самые элементарные курсы истории, природоведения, географии. В это же время в России оставались существовать церковноприходские школы, но уже образование в них было значительно ниже, нежели в любой земской школе.

Основной формой средней школы была гимназия, куда принимали всех, даже независимо от сословия. Существовало два основных типа гимназий - реальная гимназия и классическая. Выпускники из классической гимназии получали право поступления в высшие учебные заведения.

В самые первые годы Советской власти специальным декретом ликвидировали все сословия, чины, титулы. Было введено для всех полностью бесплатное образование, объявили борьба с неграмотностью. Всеобщее начальное обучение было обязательным - за парту сели не только дети, но даже и взрослые.

Автор: Наталья Андреева