Регистрация

E-mail:*

Пароль:*

Повторите пароль:*

Имя:*


Радуница

Этот праздник завершает череду пасхальных праздников. В разных регионах его называют по-разному: Радоница, Радуница, Радовница, Радошница, Навиев день, Могилки, Гробки, Тризны, радошно воскресенье, родительский понедельник. Это День поминовения усопших, приуроченный к Пасхе. Считается, что в этот день мертвые встают из могил, разговляются после Великого поста, радуются, что дети о них помнят. Во вторник второй недели после Пасхи, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Радуница признана православной церковью, чтобы можно было после светлого праздника Пасхи разделить с усопшими великую радость Воскресения Христова (отсюда и название).

Радуница - весенний языческий праздник восточных славян, связанный с культом предков. Радуница однокоренное слово от слова радость. Это языческий весенний праздник для умерших, когда на могилы прадедов приносят вино и еду устраивают оклички (причитания) и игрища (игры, песни и пляски). Первоначально оно обозначало имена языческих родовых божеств, хранительниц душ умерших людей, олицетворяло почитание усопших. Радуницам и умершим приносили жертвы на погребальных курганах, чтобы душа покойника смогла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые.

В различных регионах Радуница отмечается в разное время в пределах трех дней: чаще всего во вторник, в десятый день после Пасхи. В некоторых регионах в Фомино воскресенье или понедельник. В некоторых западных районах Белоруссии его отмечают в первый четверг после Пасхи. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах еще в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами.

Этому празднику отведено особое место в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели. Это указывает нам на то, что не нужно углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, надо радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными. По этому поводу митрополит Антоний Сурожский сказал, что мы "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".

В разных регионах этот праздник празднуют по-разному. Обычно с утра идут в церковь, чтобы помянуть умерших предков.

В северных и северо-восточных регионах России во вторник Фоминой недели поминальная трапеза проходила в доме.

На Урале утром в церкви освящали кутью, которую вместе с другими угощениями выставляли на праздничный стол. Прежде чем приступить к трапезе, хозяева спускали из окна полотенце, по которому души умерших могли "прийти" пировать. Сами хозяева выходили в соседнюю комнату, заперев за собой дверь, а затем возвращались и садились за стол.

В некоторых регионах умершим накрывали отдельный стол. Вернувшись из церкви, ожидали, пока "поедят родители", затем со стола все убирали и накрывали его заново для себя. Кое-где накануне праздника для умерших не только накрывали стол, но и топили баню, приносили в нее веник, мыло, и белье.

На Черниговщине вторник Фоминой недели называли «Радульные деды». В народе верили, что предки («деды») в этот день приходят домой, поэтому им устраивали поминки дома. Для этого на окно выставляли воду и сыпали крошки, а на стол ставили три перемены блюд (завтрак, обед и ужин), после чего предки якобы возвращались домой.

На Украине и Белоруссии сохранился обычай после завершения Радуницы мыться в бане, чтобы очиститься после языческого поминовения.



На Радуницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносят крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза, и часть приготовленного отдается нищим на помин души или оставляется в тарелке на могиле.

В некоторых местах было принято пировать на могилках с песнями, а иногда и с плясками, до позднего вечера. Веселье, как часть поминовения, является заключительным элементом, сопровождавшимся смехом и шутками, назначением которых было преодоление смерти и утверждение жизни. Поэтому в народе бытует поговорка : «На Радуницу до обеда плачут, после обеда скачут». Церковь относится к этому отрицательно. Поминать на кладбище вином или водкой нельзя, иначе, это будут уже не поминки, а гулянье.

В настоящее время кое-где существует обычай посещать кладбище в день Пасхи. Это противоречит древнейшим установлениям Церкви, которые гласят, что до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Даже если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

Это живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22, 32).

В народе бытует такое мнение, что, если не угостишь "родителей" хорошо в Радуницу, то и тебя самого на том свете никто не помянет, не угостит и не порадует. Люди также верили, что разгневанные "родители" за неуважение к их памяти могут наслать на таких хозяев различные несчастья, падеж скота, пожар и тому подобное. Поэтому не только на Радуницу, но и в течение всей Фоминой недели многие хозяйки на ночь оставляли кушанья на столе, чтобы "покойники, наголодавшиеся за зиму" могли прийти и покушать.

На период от Пасхи до Радуницы существовало много разных запретов . В эти дни нельзя мыться в бане, чтобы не встретиться с умершими, для которых эту баню топили; нельзя работать на земле, боясь, что иначе «предки из земли вылезут»; нельзя сеять лен, иначе, как считалось, полотном из этого льна обязательно накроют гроб сеявшему; нельзя стирать, рубить дрова, мыть полы, иначе предки руки обдерут, и т. д.

Обычаи и традиции у каждого народа свои, но память у всех одна. Главное, чтобы мы, живущие на земле, помнили о своих умерших родственниках, ухаживали за их могилками и молились об упокоении их душ.