Регистрация

E-mail:*

Пароль:*

Повторите пароль:*

Имя:*


История Пасхи с течением веков

Пасха, или Воскресение Христово - самый древнейший христианский праздник; самый главный праздник богослужебного года. Установлен он в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время дата в каждый конкретный год точно исчисляется по лунно-солнечному календарю. Пасха у евреев празднуется всегда в честь Исхода из Египта.

В память этих событий в Иерусалиме предписывалось совершить самое ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, но без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив при этом костей, с опресноками (мацой) и горькими травами в своем семейном кругу в течение пасхальной ночи. После полного разрушения Храма в Иерусалиме данное ритуальное заклание стало просто невозможным, поэтомуиудеи в Песах едят только опресноки.

Период Раннего христианства.После Пятидесятницы все христиане начали активно совершать первые литургии, которые по форме схожис иудейской Пасхой, установленное Христом Таинство Евхаристии.

Литургии совершались как Тайная Вечеря - Пасха страданий, связанная с Крестной смертью и воскресением Христа. Поэтому Пасха стала первым и главным христианским праздником, который обуславливал как богослужебный устав Церкви, так и всювероучительную сторону христианства.

Первоначально смерть с воскресением Христа отмечалась еженедельно: пятница была главным днёмпоста и скорби в воспоминание отяжкихстраданий Христа, а вот воскресенье - днём радости.



Все празднования становились более торжественными только в период еврейской Пасхи - годовщина смерти Христа. Епифаний Кипрский полагал, что Пасха особый образ празднования у коринфян, ведь апостол Павел писал им: "Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою…".

Во всех малоазийских церквях, особенно евреями-христианами, в I век н. э. праздник ежегодно отмечали вместе с иудейской Пасхой - 14 нисана, и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии. Некоторые церкви решили перенести празднование на первое воскресенье после иудейской Пасхи, ведь Иисус Христос был казнён в день Пасхи, а уже воскрес по Евангелиям в день после субботы.

С началом II века праздник принимает характер ежегодного во всех Церквях. В сочинениях самых ранних христианских писателей - в послании св. Иринея Лионского епископу Римскому Виктору, "Слове о Пасхе" МелитонаСардийского, в творениях

Аполлинария Иерапольского, Климента Александрийского, св. Ипполита Римского существуют сведения о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова.

Из этих сочинений видно, что первоначально особый пост отмечали страдания и смерть Христа как "Пасха крестная", которая совпадала с еврейской Пасхой, пост продолжался до воскресной ночи. После уже отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или "Пасха воскресная".

В настоящем современном богослужебном Уставе сохранили следы этих древних праздников. Особенно это более заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы, также в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, который состоит из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, из торжественно-радостной пасхальной утрени. На Уставе отражается и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения.

В самом скором времени стало очень заметным различие всех традиций Поместных Церквей, особенно христиан Ассирии, которые держали собственного календаря. Возник сильный "пасхальный спор" между Римом, Александрией и церквями Малой Азии.

Последних, назвали четыренадесятниками или квадродециманами, они строго держались обычая празднования Пасхи с иудеями, опирались на авторитет ап. Иоанна Богослова. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название всей христианской и впоследствии распространилось.

На Западе, который вовсе не испытывал активное влияния иудеохристианства, сложилась своя отдельная практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, четко вычисляя последнюю, как полнолуние после дня равноденствия. В далеком 160 году Поликарп, епископ Смирны, едет к главному римскому епископу Аниките, чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но совместного соглашения достигнуто не было.

Римский епископ Виктор на всех соборах в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе, настаивал, чтобы все "иудействующие" отказались от своего обычая, и требовал от других церквей прервать любое общение с ними. Св.Ириней Лионский, смягчает отношения между Востоком и Западом, убеждает всех, что не следует ради этих обычаев нарушать полное братское единство.

Иудеи решили переходить на празднование Пасхи только по лунному календарю, ведь агрономический ориентир в виде созревания колосьев для определения месяца нисана оказался вовсе утерян вследствие сильного разрушения Иерусалима и рассеяния народа. Реформирование всей еврейской пасхалии не могло не сказаться на христианах Малой Азии, которые праздновали Пасху строго 14 нисана.

По итогу для решения проблемы о составлении новой Пасхалии для всей христианской ойкумены Константин Великий созвал в325 году собор епископов в Никее, впоследствии названный Первым Вселенским.

Когда уже встал вопрос о святейшем дне Пасхи, при всеобщем полном согласии было признано вполне целесообразным, чтобы праздник отмечался всеми в один и тот же день повсюду… Прежде всего, всем показалось это чрезвычайно недостойным, что в праздновании самого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев…

Именно на этом Соборе было строго запрещено совершать Пасху "прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями". В Римесоздают Пасхалию, отличную от Александрийской, но менее точную.

Евсевий в "Церковной истории" ярко отмечает, что все же некоторая часть всех малоазийских церквей не переменяли древний обычай. Поместный Собор в Антиохии отлучил "иудействовавших" от церкви как еретиков.

Свидетельства IV века говорят, что крестная Пасха и воскресная были соединены как на Западе, так и на всем Востоке.

Только в V веке, само название Пасха стало общепринятым для четкого обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии этот день Пасхи стал выделяться во всем богослужебном плане более отчетливее, за что и получил название "царя дней", "праздников праздник".

Средние века и Новое время

Спустя всего 500 лет, Рим принял восточную Пасхалию. В течение 500 лет Пасха праздновалась по общей договорённости между Церквями Востока и Запада.

В 1582 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII вводит новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения общей Пасхалии изменил и весь календарь.

В результате данный перехода к другим астрономическим датам католическая Пасха празднуется раньше иудейской, в один день, но опережает православную Пасху в некоторые годы больше чем на месяц.



Современность.

В 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) проводит т. н. "Всеправославный конгресс" с участием представителей Элладской, Румынской и Сербской православных церквей, на котором приняли новоюлианский календарь, более точный, нежели григорианский и совпадающий с ним до 2800 года.  

Восточными церквями осуждается это решение, а Александрийская провела даже Поместный Собор, постановив, что в введении этого нового календаря нет никакой острой необходимости. В Русской и Сербской церквах после попытки перемены календаря оставили свой прежний из-за возможной смуты среди народа.

В марте 1924 года на новый стиль переходят Константинопольская и Элладская церкви. Румынская церковь принимает "новоюлианский" календарь 1 октября 1924 года. 

Сильные возмущения духовенства и народа нововведениями Мелетия вынудили его подать в отставку 20 сентября 1923 года. А 20 мая 1926 года Мелетий стал Папой и патриархом Александрийской церкви, вопреки принятому соборному решению, вводит свой новый календарь.

На Московском Совещании 1948 года было решено, что Пасха и переходящие праздники празднуются всеми Православными церквами по Александрийской Пасхалии и юлианскому календарю, а остальные не переходящие праздники, на котором живёт данная Церковь. В этом же году на новоюлианский календарь переходит Антиохийская православная церковь.

Сейчас юлианским календарём всецело пользуются Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, и Афон. Финляндская православная церковь перешла на григорианский календарь. Остальные Церкви празднуют Пасху и все другие переходящие праздники по старому стилю, а вот Рождество и другие непереходящие праздники - уже по новому стилю.

В Великобритании весь Пасхальный Акт 1928 года устанавливал дату Пасхи на самое первое воскресенье после второй субботы апреля; но данное постановление не вступило в силу. В 1997 году на саммите в Алеппо (Сирия) Всемирный совет церквей предложил четко и точно зафиксировать день Пасхи в солнечном календаре, утвердить единообразную Пасхалию для всего христианского мира, исходя из астрономических требований. Реформа назначена на 2001 год, но так и не была принята всеми членами Совета.

Автор: Наталья Андреева