Регистрация

E-mail:*

Пароль:*

Повторите пароль:*

Имя:*


Благовещение

Благовещение Пресвятой Богородицы – это светлый христианский праздник. В православии он принадлежит к числу двунадесятых праздников. Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь (в пределах Украины), старообрядцы и некоторые иные празднуют Благовещение 7 апреля. У католиков и протестантов Благовещение празднуется 25 марта.

Современное название праздника — «Благовещение» стало употребляться не ранее VII века. Древняя церковь называла его по-разному: зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение ангела Марии и т.д.

Полное название праздника Благовещения в Русской православной церкви определено в минее: «Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии».

В Римско-католической церкви современное официальное название этого праздника — «Благовещение Господа Иисуса Христа». Оно было принято после Второго Ватиканского собора. До этого употреблялся вариант: «Благовещение блаженной Девы Марии».

Название праздника передает главный смысл связанного с ним события: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа. Этот праздник отмечается каждый год в один и тот же апрельский день.

В этот праздник, наряду с праздником Входа Господня в Иерусалим, во время Великого Поста, устав разрешает употребление в пищу рыбы, вина и елея. Согласно греческому Типикону, празднование Благовещения, если оно приходится на Великую пятницу или субботу, переносится на первый день Пасхи.

Главной иконой праздника можно считать шедевр Андрея Рублева: ангел сходит к Деве, чтобы возвестить ей «Благую весть».

События Благовещения описаны единственным евангелистом — апостолом Лукой. В писании говорится, что ангел, войдя к Ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».(Лк. 1:28-33)

По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила — «Радуйся, Благодатная» — стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения. Феофилакт Болгарский в толковании на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: „В болезни будешь рождать детей“ (Быт. 3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты».

Сомневаясь Мария задала ангелу вопрос: «как будет это, когда Я мужа не знаю?». На что ангел ответил: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Мария, увидев в словах ангела волю Божью, произнесла самые значимые слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Считается, что в этот момент и произошло непорочное зачатие ею Иисуса Христа. Благодаря воле и вере Пресвятой Девы, согласию Непорочной, этот план был осуществлен. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле. Своей покорностью и согласием, по мнению Афанасия Великого, Мария выразила своё исповедание веры.



Согласно Евангелию от Матфея (Мф. 1:19-24), архангел Гавриил явился во сне Иосифу Обручнику, мужу Девы Марии, узнавшему, что прежде их обручения она стала беременной, и желавшему «тайно отпустить Её». Гавриил успокоил Иосифа, сказав: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их». После этого, как повествует евангелист, «Иосиф принял жену свою, и не знал Её».

Начиная со II века, Благовещение рассматривалось как начало в христианской истории искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы. Мария становится «новой Евой». Теперь назвать Еву означало упомянуть и Марию. Иероним вывел сжатую формулу: «смерть — через Еву, жизнь — через Марию».

Считается, что Бог отправил архангела с благой вестью к Деве Марии в тот же день 7 апреля, в который произошло Сотворение мира, дав, таким образом, человечеству второй шанс.

Поэтому существует два подхода к определению даты празднования Благовещения.

Первый связан с датой Рождества Христова: 25 марта отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря. День, который с IV века считается датой Рождества Христова по старому стилю.

Церковные авторы Афанасий Великий, Анастасий Антиохийский полагают, что Благовещение и зачатие Иисуса Христа произошло 25 марта, так как в этот день, по преданию, Бог создал человека, а человек, обременённый первородным грехом, должен быть воссоздан в то время, в какое он был сотворён. Это и стало началом искупления.

Церковь широко празднует этот праздник. Через праздничные песнопения она доносит до верующих понимание, что благодаря рождению Спасителя от Богородицы небо снова соединяется с землёю, Адам обновляется, Ева освобождается, а все люди становятся причастными Божеству. Канон праздника воспевает величие Пресвятой Богородицы, принявшей в себя Бога.

Благовещение считается самым большим праздником, наряду с Рождеством Христовым и Пасхой. И любое деяние человека в этот день считается грехом. Ведь не зря в народе говорят, что в Благовещение «девица косу не плетет, птица гнезда не вьет».